Ухо-ансамбль «The artifice of fire»

Ренат Имаметдинов, тромбон
Рейчел Кобляков, скрипка
Виктор Рекало, виолончель
Дирижер Луиджи Гаджеро

Ухо-ансамбль закрывает сезон концертом, в программе которого премьера "L'artificio del fuoco", двойного концерта для скрипки, виолончели и большого ансабмля Леонардо Марино, "Kontra-Punkte" Карлхайнца Штокхаузена, "Liebeslied" Йорга Видмана и "Incipit" Йоханнеса Штауда.


Два года назад выпускник Миланской консерватории Леонардо Марино участвовал в композиторской школе Ухо-ансамбля, разделил ее первую премию с бразильцем Родриго Буссадом — и получил заказ на написание нового сочинения. 18-минутная работа для скрипки, виолончели и большого ансамбля наконец готова и издана Suvini Zerboni. Она называется "L'artificio del fuoco": "искусственным огнем" или "огненным устройством" итальянцы зовут фейерверки. Катания, в которой Леонардо родился, стоит под огромным огненным жерлом. "Жизнь в Милане была бы почти сносной — если бы не скучный, пустой горизонт, на котором нет ни одной Этны".

Горизонт в городах севернее Милана — Берлине, Кельне, Инсбруке — этнами тоже не заполнен, зато пестрит композиторскими именами (ранее у нас не звучавшими). Немец Йорг Видман молод и суперуспешен: в индексе исполняемости уступает сейчас только Арво Пярту и кинокомпозитору Джону Вильямсу. Кларнет изучал в Джульярде, композицию — с Хансом Вернером Хенце и Вольфгангом Римом. Подростком Видман записывал собственные импровизационные сеты, сегодня пользуется современным атональным словарем, но музыку свою мыслит как минимум диалогом с классиками-романтиками — ответом на вопрос как исторические формы и жесты могут работать сейчас. Рассказывая о своем Концерте для фортепиано, он утверждает, например, что малая секунда вниз означает "сетование — как у Монтеверди", однако тут же уточняет, что такие традиционные идиомы у него чаще всего появляются сами собой — как продукт художественной интуиции и слушательского опыта. Одна из причин того, что музыка Видмана настолько успешна в индустрии, по видимому, заключается в том, что ее очень интересно играть — "Я не буду использовать 12 альпийских рожков просто чтобы быть оригинальным", "музыка прежде всего должна быть музыкой, а не набором звуков".

Учившийся у Микаэля Жарреля Йоханнес Штауд "абстрактнее" и "междисциплинарнее" Видмана. Кроме музыкального образования, располагает философским - первое большое произведение, которое ему заказали (Берлинская филармония, Саймон Рэтлл) называлось, конечно, "Апейрон". Интересуется "вещественными" аспектами звука — отсюда сложные расширенные техники. Даже когда Штауд обращается к классической идиоматике (Моцартовскому звучанию в "Segue", например), то делает это не для того, чтобы опереться на традицию, а чтобы препарировать ее, иногда конфликтно.

Раннее произведение четвертого автора программы - "Kontra-Punkte" Карлхайнца Штокхаузена - формирует антитезис к остальному концерту и одновременно дает к ней ключ. Сам автор описывал его так: "Это произведение для ансамбля из десяти солистов, где инструменты со схожими звучанием объединены в шесть тембральных групп с соответствующими "партиями". Группы сначала очень контрастны и конфликтуют между собой, но потом постепенно приходят к общему звучанию, которое суммирует партия фортепиано. Общая идея произведения — переход от хаотического к унифицированому, от разнообразного к единому". Композитор, стремившийся создать язык настолько сложный, чтобы структура в нем больше не была бы инструментом для достижения художественных целей, а сама стала бы целью, в этой работе пытается от пуантилизма, атомизированного звучания перейти к чему-то менее механистичному.

Световое решение готовит Blck Box, сценографическое - Катя Либкинд.

 


 

Опис

Ухо-ансамбль

«The artifice of fire»

09 червня 2019 року
Початок о 20.00
 

Вартість квитків:
150 - 450 грн.
Довідки: тел. (044)2791242
 

Фото